Речевые игры для семейного досуга.
«Не надо боле мудреца, когда в глазах пример отца».
Родители являются незаменимыми примерами для собственных детей. Уважительное отношение закладываются первоначально внутри семьи. И каждый из родителей несёт первостепенную ответственность за речевое развитие своего ребёнка. Предлагаю Вашему вниманию ряд игр, которые позволят сплотить семью, обогатить словарь ребёнка и привить интерес к русскому языку. Также данные игры способствуют развитию таких психических функций как память, внимание, мышление.
· «Пары слов». Ребёнок запоминает пары слов. Затем взрослый называет первое слово из пары, а ребёнок вспоминает и называет второе слово.
· «Вспомни пропущенное слово». Ребёнку зачитывается ряд слов. Затем слова зачитываются повторно, но с пропуском одного слова. Ребёнок должен назвать пропущенное слово.
· «Рыба, птица, зверь». Дети стоят по кругу. Взрослый считает: птица, зверь, рыба,
останавливается счёт, тот называет любую птицу (рыбу, зверя). Если ребёнок ошибается, он выбывает из игры.
· «Я знаю пять…». Дети стоят в кругу. Взрослый передаёт мяч по кругу. Первый ребёнок, у которого оказался мяч, ударяет им об пол и на каждый удар называет 5 овощей (имён, животных, красных предметов и т.д.).
· «Закончи предложение». Взрослый читает незаконченное предложение, а дети должны назвать недостающие слова: животное, которое мяукает, называется…; дерево, на котором растут яблоки, называется… и т.д.
· «Общая история». Дети сидят в кругу. Первый начинает рассказывать историю, второй продолжает и т.д. Каждый произносит по два предложения. В конце кто-нибудь один рассказывает всю историю целиком.
· «План действий». Взрослый предлагает детям ситуацию (например, мы собираемся идти гулять). Задача детей – построить план действий в этой ситуации (например, что надо делать, чтобы пойти гулять?).
· «Кубик». Взять кубик, на гранях которого разное количество точек (1 – 5). Бросать кубик по очереди, называя слово с количеством слогов (звуков), соответствующим количеству точек.
· «Конец слова за тобой». Взрослый и ребёнок перекидывают мяч друг другу. Взрослый называет начало слова, ребёнок – конец. Конец должен быть всегда одинаковым («ШКА», «С» и т.д.). Задать вопрос: «Какое же слово у нас получилось?» (бабуШКА, дедуШКА, ватруШКА; ананаС, кокоС и т.д.)
· «Моя буква». Перед чтением сказки, рассказа, стихотворения ребёнку дать установку запоминать слова с определённым звуком. Начинать с небольших рассказов из 2-3
предложений, коротеньких и знакомых стишков.
· «Кто самый внимательный?». Смотреть мультик или фильм вместе. Затем попросить ребёнка или детей пересказать его. Кто запомнил больше деталей, точнее рассказал? Следить за связностью рассказа, богатством словарного насыщения.
· «Цветные карандаши». С закрытыми глазами ребёнок выбирает любой карандаш. Затем называет цвет, придумывает пять слов с тем звуком, на который начинается название цвета.
· «Рифмы». Можно использовать мяч. Ведущий предлагает любое слово (можно
начать с придумывает к нему своё слово – рифму: Света – лето, цветок – сапог, щенок – пушок и т.д.
ИГРЫ В СЛОВА ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД
Чтобы не было скучно в сотый раз идти одной и той же дорогой в детский садик, можно поиграть в словесные игры. Эти же игры могут выручить и во время долгого ожидания - в очереди, во время поездки в машине. Вариантов таких игр множество, главное их чередовать. Начинаем с самых простых, потом изменяем правила на более сложные.
· "Паровозик" - игроки называют слова по очереди. Надо назвать слово на букву, на которую закончилось слово второго игрока. Это аналог игры "в города", но для маленьких детей правила легче - слова берутся любые, а не только из географии. Потом игру можно усложнять, называть только животных, или только еду и т.п.
· "Леопард" - Леопард должен все делать на одну букву алфавита. Напр., сегодня буква "М": леопард моется мылом, мерзнет, ест мороженое, мастерит маленькие машинки и т.п. Чем длиннее предложение из слов на одну и ту же букву, тем лучше.
· "Противоположности" - взрослый называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по смыслу (день - ночь, кислый - сладкий и т.п.).
· "Каким бывает?" - по очереди подбираем определения к слову, кто больше не сможет придумать - проиграл (Напр., кошка бывает пушистая, голодная, белая, спящая и т.п.).
· "Что бывает?" - игра, обратная предыдущей. Называем, что может иметь данное определение (напр., пушистым может быть снег, одеяло, волосы, кошка и т.п.)
· "Что можно сделать?" - по очереди называем предметы (из бумаги - тетрадь, книжку, самолетик и т.п.). Кто больше не может ничего назвать - проиграл.
· "Вот предмет, а из чего люди сделали его?" - обратная к предыдущей игра. Взрослый называет вещь, а ребенок говорит, из чего она сделана (стол - из дерева, дом - из камня и т.п.).
· "Что внутри?" - взрослый называет предмет, а ребенок говорит, что в нем может быть (напр., яйцо-цыпленок, кошелек - деньги, самолет - пассажиры и т.п.).
· "Что было раньше?" – взрослый называет слово, а ребенок говорит, чем это было раньше (рыба - икрой, лужа - дождиком, лист - почкой и т.п.).
· "Что будет, если?" – взрослый спрашивает, что будет, если съесть 100 конфет, или если долго-долго бежать, или если научиться летать.
· "Сочиняем стишок" – по очереди придумываем строчки стихотворения. Получается очень смешно, особенно когда играет вся семья.