Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №  57 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Фрунзенского района 

         Санкт-Петербурга                                  

Игры и занятия

 

 

Уважаемые родители, предлагаем Вам различные варианты  игр и занятий с малышом  из книги О.Н.Козак «Игры и занятия с детьми от рождения до 3х лет», которые Вы можете использовать  в домашних условиях и на прогулке.

 

«Игра с мячом»

   Предложите малышу посоревноваться с вами - у кого лучше получится:

1.     Бросать мяч вверх и поймать его руками.

2.     Ударить мяч о землю так, чтобы он отскочил повыше (у кого выше).

3.     Ударить по мячу ногой – у кого дальше укатится.

4.     Поднять руки с мячом выше головы, выпустить его и поймать на лету.

5.     Бросать мяч  друг к  другу – кто поймает.

6.     Забрасывать мяч в коробку с разного расстояния.

7.     Катать мяч вперед и стараться его догнать.

8.     Поставить на расстоянии игрушку и по сигналу катить мяч, отталкивая от себя ладонями пальцами, в сторону игрушки. Кто прикатит первым.

9.     Бросать небольшой мяч в коробку с разного расстояния левой рукой, а затем правой.

10.                        Поставить стул или табуретку на определенном расстоянии. Катнуть мяч так, чтобы он прокатился между ножками.

   Если вы будете соревноваться с малышом по-настоящему, то конечно победите, но ведь игра предназначена не для вас, а для того, чтобы научить ребенка бросать, ловить и катать мяч, способствуя тем самым формированию движений. Всегда помните об этом, смело поддаваясь и проигрывая.

 

«Поскакушки»

   Выполняя это упражнение, малыш будет тренировать мышцы и улучшать координацию движений. Только не играйте перед сном, чтобы избежать возбуждения ребенка.

   Покажите малышу, как можно скакать на воздушном шарике. Затем предложите ему попробовать это сделать. Ребенок может скакать на шарике до тех пор, пока последний не лопнет. Эта игра-забава не только прекрасно укрепляет мышцы ног ребенка, но и очень нравится ему.

 

«Лошадки»

   Покажите малышу картинку, где изображен конь; если есть возможность купите игрушечную лошадку-качалку или лошадку на колесиках. Расскажите, сколько у нее ног, какой хвост, ушки, глаза, что она ест, как скачет и т.д. Прочтите стихотворение А.Барто:

 

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

 

   Покатайте малыша, посадив к себе на спину. Сделайте вожжи, пропустив их под мышками, повесьте колокольчик и поиграйте, изображая лошадку. Побегайте, попрыгайте. Научите маленького отдавать команды: «Но!», «Поехали!» Можете предложить ему изображать лошадку, а вы будете дергать за вожжи.

 

«Поймай платочек»

   К палочке привяжите веревочку, на конце прикрепив платок. Держите палочку так, чтобы платок находился выше поднятой руки ребенка. Подпрыгивая, малыш должен стараться хлопнуть по платку ладонями. Учите ребенка подпрыгивать на двух ногах и не только хлопать по платку, но и доставать подвешенные конфеты или игрушки.

 

 

«Спрыгни с высоты»

   Прочтите малышу стихотворение А.Барто:

 

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

 

   «Вот видишь, Света, зайку никто не научил прыгать со скамейки, вот он под дождиком и промок. Давай научим зайку прыгать. Бери зайку на руки, забирайся с ним на диван, давай скажем: «Не бойся, зайка, я научу тебя прыгать, и ты больше не будешь мокнуть под дождиком». А теперь давай согни обе ноги и, оттолкнувшись, спрыгни вниз на пол. Опа! Вот молодцы, и Света молодец, и зайка молодец, не испугался. Еще хотите прыгать? Ну, что ж, давайте…»

 

«Иди по дорожке»

   Положите на пол веревку,  и это будет дорожка. Сделайте ее прямой, а в некоторых местах извилистой. Поиграйте с малышом: кто сумеет пройти точно по веревочке до конца, а кто оступится  - попадет в болото.

 

«Плыви кораблик»

   В небольшой тазик с водой пустите плавать бумажный кораблик. Пусть ребенок, чтобы заставить кораблик двигаться, дует на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «ф». Попросите ребенка «пригонять» кораблик к определенному месту. Следите, чтобы малыш при произношении звука «ф» не надувал щек, а медленно и длинно выдыхал через рот воздух.

 

 

 

«Зарядка для языка»

   При помощи этой веселой зарядки хорошо тренировать мышцы языка и губ, улучшать дикцию и артикуляцию ребенка. Для этого необходимо заниматься каждый день.

   Разучите с ребенком упражнения для языка и губ, которые необходимо выполнять в следующей последовательности.

·        Вытянуть губы трубочкой и пропеть «У-у-у-у».

·        Очень широко открыть рот и протянуть «А-а-а-а».

·        С открытым ртом вытянуть язык и поднять его кверху.

·        Не закрывая рот, опустить вытянутый язык вниз.

·        Пошевелить языком из стороны в сторону.

·        Набрать в себя побольше воздуха, сомкнуть губы и выпустить воздух так, чтобы губы тряслись.

 

«Кто сказал: «мяу»?»

   Цель этой игры – расширение кругозора малыша, усвоение и закрепление названий животных и звуков, которые они издают, развитие ассоциативного мышления и способности анализировать услышанное. Не перегружайте ребенка информацией, не давайте сразу много карточек для запоминания.

   Устройтесь на диване или на кресле вместе с малышом и начните рассматривать книжку про животных. Встречая рисунок с животным, говорите, что это за зверь и как он разговаривает: кошка говорит «мяу-мяу», уточка – «кря-кря», лягушонок – «ква-ква» и т.д.  Показывайте этих животных на карточках или домино и повторяйте вместе с малышом звуки. Потом покажите ребенку животное или птицу, и пусть он изобразит, как они

разговаривают.

   Когда большинство звуков животных будет ему известно, усложните игру. Перемешайте карточки, вытащите наугад любую из них, покажите малышу и спросите: «Как это животное разговаривает?» Можно поступить наоборот. Вы произносите звуки, а малыш ищет изображение зверя или птицы. После игры похвалите ребенка.

   На основе карточек с изображениями животных можно придумать множество игр (например, какое животное как передвигается, какой зверь или птица в каком домике живет и т.д.).

 

 

«Ищем следы»

   Это зимняя игра, ее надо проводить, когда много снега. Она формирует умение различать следы животных, птиц, человека, улучшает координацию движений.

   Перед игрой на улице прочитайте сказку о Вини-Пухе, который ходил по своим следам. Собираясь гулять, заинтригуйте малыша: «Сегодня мы будем искать чужие следы».

   Чтобы увидеть различные следы, лучше отправиться в парк или в лес. Сначала покажите ребенку свои следы, объясните, как они получаются, затем научите малыша оставлять следы и узнавать их. Пройдите по снегу параллельно друг другу и объясните, как отличить один след от другого, почему они разные и т.д.

   Потом попросите ребенка изучить путь по оставленным следам. В следующий раз приступайте к изучению следов птиц и зверей, расскажите, какой зверь какой след оставляет, сочините вместе с малышом «историю по следам». Развивайте этот навык у ребенка постоянно.

 

«Новый год»

   Попробуйте объяснить ребенку, что в Новый год все наряжают елку, приходит Дед Мороз и дарит детям подарки. Покажите на открытке нарисованного Деда Мороза, скажите, что он очень добрый и очень любит маленьких детей. Достаньте игрушки – Деда Мороза и Снегурочки, познакомьте ребенка с ними.

   Новогодняя едка. Наряжайте ее вместе с малышом, пусть он подает вам игрушки: «Это шарик, это зайчик, это шишка, это сосулька. Не знаешь, что такое сосулька? Это вода, которая от мороза замерзла. Будем гулять на улице, я сорву с крыши и покажу тебе сосульку, снег и снежинку… А чтобы на елке зажглись волшебные огоньки, надо сказать: раз-два-три, елочка, гори!» Незаметно включите гирлянду.

   Расскажите  ребенку небольшие стихотворения.

 

Встали девочки в кружок,

Встали и примолкли.

Дед Мороз огни зажег

На высокой елке.

 

Наверху звезда,

Бусы в два ряда.

Пусть не гаснет елка,

Пусть горит всегда.

                   (А.Барто)

 

Елка наряжается,

Праздник приближается,

Новый год у ворот,

Ребятишек елка ждет.

                         (Я.Аким)

 

 

 

 

 

-Елочка, Елка,

Колкая иголка,

Где ты выросла?

-В лесу.

-Что ты видела?

-Лису.

-Что в лесу?

-Морозы,

Голые березы,

Волки да медведи –

Вот и все соседи.

- А у нас под Новый год

Каждый песенку поет.

                  (М.Ивенсен)

 

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

                 (М.Познанская)

 

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И под елкой – снег, снег,

И под елкой спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

                   (И.Токмакова)

 

У маленькой Оксанки

Новенькие санки.

-Кто ей санки подарил?

-Это брат ей смастерил.

 

Все девчонки говорят:

-Ах, какой хороший брат –

Новенькие санки

Сделал для Оксанки.

                        (М.Лапыгин)

 

Хороши, конечно, сани,

Только хитрые они:

Вниз, под горку, едут сами,

А на горку их тяни…

                           (А.Шибаев)

 

У сестренки у Маринки,

На ладошке две снежинки.

Всем хотела показать.

Глядь – снежинок не видать!

Кто же взял снежинки

У моей Маринки?

                              (М.Родина)

 

Праздничные песни. Спойте малышу две хорошо знакомые всем традиционные новогодние песенки.

 

Елочка

 

Маленькой елочке

Холодно зимой.

Из лесу елочку

Взяли мы домой.

 

Сколько на елочке

Шариков цветных,

Розовых пряников,

Шишек золотых!

 

Ветку нарядную

Ниже опусти,

Нас шоколадною

Рыбкой угости.

 

Встанем под елочкой

В дружный хоровод,

Весело, весело

Встретим Новый год!

         (З.Александрова)

 

 

В лесу родилась елочка

 

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла,

Зимой и летом стройная,

Зеленая была.

 

 

 

 

Метель ей пела песенку:

«Спи, елочка, бай-бай!»

Мороз снежком укутывал:

«Смотри не замерзай!»

 

Трусишка зайка серенький

Под елочкой скакал.

Порою волк, сердитый волк

Рысцою пробегал.

 

Чу! Снег по лесу частому

Под полозом скрипит,

Лошадка мохноногая

Торопится, бежит.

 

Везет лошадка дровенки,

А в дровнях старичок,

Срубил он нашу елочку

Под самый корешок.

 

Теперь она нарядная,

На праздник к нам пришла

И много, много радости

Детишкам принесла.

                     (Р.Кудашева)

 

 

«Рассказы и сказки»

   Дети любят, когда им рассказывают интересные сказки и рассказы. Это занятие развивает мышление и память, обогащает словарный запас, учит ребенка задавать вопросы, рождает более эмоциональный и тесный контакт взрослого с малышом. Если ребенок еще не приучен слушать, понимать и сосредотачиваться на больших рассказах, начните с маленьких и простых. Например:

«Кошка и птичка»

   Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошка хитра (Л.Н.Толстой).

   Когда прочтете рассказ, можно поиграть. Возьмите фигурку кошки, а ребенку дайте птичку: «Вот, Наташенька, кошка спит. А где птичка? А вот летит. Прилетела. Села. Прыг-прыг. Прямо к кошке. Кошка хитрая, проснулась. Глаза открыла. Подойди, птичка, ближе, я тебя схвачу. Вскочила кошка. Что, Наташенька, должна делать птичка? Улетать. Догоню-догоню, поймаю. Ух! Как жаль, не поймала. Лягу еще посплю, может, птичка еще прилетит. Вот тогда я ее и поймаю».

   Вы можете сочинять небольшие рассказы сами. Например: «Сидит собачка, дом сторожит. Вышел хозяин: «Эй, Шарик, иди сюда, на тебе косточку». Взял Шарик косточку и стал грызть. Ох, и вкусная!»

   Занимаясь с малышом таким образом, постепенно усложняйте содержание рассказов, вводите новые слова и обороты речи. Читайте ребенку книги «Азбука» и «Новая азбука» Л.Н.Толстого,  «Родное слово» и «Детский мир» К.Д. Ушинского. Поищите подобные рассказы у других авторов.

 

 «Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку за шею. Тетя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой». (Л.Толстой)

 

 «Пошла Катя поутру по грибы, взяла Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину. Сняла чулки и пошла по воде: «Сиди крепче, Маша, да не жми меня за шею. Пусти ручки, а то мне душно». И Катя снесла Машу». (Л.Толстой)

 

«Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги-теги-теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!» А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Га-га! Не хотим домой идти! Нам и здесь хорошо!» Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьешься; взяла длинную хворостину и погнала их домой». (К.Ушинский)

 

 

«Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком напоила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поет - мурлычет, а ее котеночек маленький – ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится. (Е.Чарушин)

 

«Золотое яичко» (русская народная сказка)

 

Жили себе дед да баба,

И была у них курочка - ряба.

Снесла курочка яичко.

Яичко не простое –

Золотое.

Дед бил, бил –

Не разбил.

Баба била, била –

Не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Яичко упало

И разбилось.

Дед и баба плачут,

Курочка кудахчет:

«Не плачь, дед, не плачь, баба,

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое – простое».

 

«Театр игрушек»

   Разыграйте для малыша с помощью подходящих игрушек сказку, которую вы хорошо знаете – «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь», «Три поросенка», «Колобок», «Красная шапочка». Например: «Испекла бабушка колобок, вот такой. Видишь, Сережа, какой он круглый, как мяч». Рассказывая ребенку сказку, одновременно показывайте с помощью игрушек происходящее действие.

   Гибель главных действующих лиц в сказке, даже если их потом чудесным образом спасают (например, «Красная  Шапочка») влияет на детей угнетающе, поэтому допускается изменить сюжетный ход или конец сказки, отчего воспитательное значение не проигрывает («Колобок», «Волк и семеро козлят»).

   Разыгрывая спектакль, обращайте внимание ребенка на новые, незнакомые слова. К примеру, в «Трех медведях» Л.Н.Толстого объясните и покажите с помощью игрушечных предметов значение таких понятий, как «большой», «средний» (поменьше), «маленький».

 

«Построй кукле комнату»

   Возьмите все, что понадобится вам и малышу для постройки комнаты для куклы: кубики, столик, стулья, кроватку, тарелки, ложки, скатерть, салфетки, шкафчик, одежду, утюжок и т.д. Затем возьмите куклу и говорите с ребенком от ее лица:

   - Здравствуй, Людочка! Ты меня знаешь? Меня зовут Ляля. Только у меня нет домика, и я не знаю, где мне жить. Может, ты поможешь мне построить комнату. Давай бери кубики, будем строить стены. Вот так. Вот так. Мне нужен столик, за которым я буду кушать. А стульчик? А посуда? Ой, ой! Я стенку сломала. Давай починим. Вот какая большая стенка получилась. А шкафчик? Куда мне мои платья вешать? А туфельки куда положить? и т.д.

 

«Собери картинку»

   Возьмите простые картинки с изображением фигур животных, игрушек или других знакомых ребенку предметов. Разрежьте их на 2-4 части так, чтобы на каждый кусочек попала существенная часть целой картинки. Предложите ребенку собрать разрезанную картинку. На первых порах малышу потребуется ваша помощь, а потом он научиться делать это самостоятельно. Позже можно будет предложить ему кубики с наклеенными на них разрезными картинками иди купить стикер-альбом с наклейками, где картинки также состоят из разрозненных деталей.

 

«Растопи лед»

   Достаньте из холодильника два кубика льда, отдайте ребенку, другой оставьте себе. Предложите посоревноваться, кто скорее растопит лед. Его можно греть в руках, тереть в ладонях и об одежду, но только не класть в рот и не бросать на пол.

 

«Жмурки»

  Завяжите себе глаза платком и скажите малышу, что сейчас будете ловить его с завязанными глазами. Ходите по всей комнате, широко расставив руки. Если вы видите из-под повязки, то намеренно ошибайтесь: идите не в ту сторону, промахнитесь – главное позабавить ребенка, доставить ему радость, заставить побегать. Если малыш захочет быть «жмуркой», необходимо ограничить место игры, убрав предметы, о которые можно споткнуться или задеть руками.

 

«Лепка»

   Купите ребенку пластилин. Возьмите кусок любого цвета и разомните его дайте потрогать и помять малышу. Далее объясните, что из пластилина можно лепить. Покажите, как, оторвав небольшой кусочек и раскатав его, можно сделать палочку. Научите малыша отрывать кусочки, раскатывать их в ладонях или на доске и делать палочки. Свой показ обязательно сопровождайте словами, все объясняя и выполняя действия рукой ребенка. Затем обучите катать шарики, соединять их  с палочками, вдавливать и прижимать. Со временем переходите к лепке простых предметов: грибков, самолетиков, тарелочек, лопаток, зверушек. Приготовьте различные материалы – пуговицу, спичку, наперсток, шишку, кусок коры и т.д. – и научите малыша лепить что-нибудь, соединяя эти детали с пластилином.

 

«Рисование»

   Дайте малышу бумагу и цветные карандаши. Покажите, как держать карандаш, как придерживать рукой бумагу, а самое главное – как рисовать. Начните с прямых линий, кружков, закруглений и зигзагов, далее переходите к простым изображениям (лесенка, дорожка, шарик, мяч, окошко, солнышко, дождь, яблоко, елочка). Попытайтесь нарисовать человечка: круглую голову, туловище, ножки, ручки. Обращайте внимание малыша на цвет: мяч – красный (где красный карандаш?), солнышко – желтое (где желтый?) и т.д. Если правильно и интересно заниматься с ребенком, то к трем годам он сможет уверенно пользоваться карандашом и с удовольствием рисовать.

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 08.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»